Категории спецтехники
В последнее время в связи с изменением законодательства и добавлением новых категорий транспортных средств у студентов и слушателей нашего Учебного центра возникает масса вопросов о том, какие права и открытые категории в них позволяют управлять тем или иным транспортным средством, особый акцент сделаем на специальной технике. Водительские удостоверения для управления гражданскими видами транспорта выдаются двумя ведомствами – органами ГИБДД и Гостехнадзора (есть еще, но это специализированные, а не гражданские ведомства, нас они интересовать не будут). В случае, с получением удостоверения в ГИБДД, вопросов практически не возникает, так как это самый популярный документ в нашей стране, единственное, с чем могут возникнуть сложности – категории, но о категориях водительских прав ранее была статья (см. «Актуально каждому» -> "Получение водительского удостоверения"), в которой достаточно подробно описаны как сами категории, так и требования к кандидатам на получение водительского удостоверения на каждую из них. А вот водительское удостоверение от органов Гостехнадзора и категории внедорожных транспортных средств для многих большая загадка!
Итак, как Вы знаете, все трактора, грейдеры, комбайны, вездеходы, погрузчики и т.д. – это специализированная техника, для управления которой требуется Удостоверение тракториста-машиниста (УТМ). В простонародье - права на трактор или права тракториста.
Удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) разрешает управлять техникой соответствующей открытой категории и перемещаться на технике с соблюдением правил дорожного движения. Эксплуатировать такую технику по назначению, то есть выполнять различные виды работ, производить техническое обслуживание и ремонт техники удостоверение тракториста-машиниста не позволяет. Для эксплуатации техники нужно пройти дополнительное обучение и получить свидетельство с присвоением необходимой профессии. Данная профессия прописывается в удостоверении тракториста-машиниста в разделе «Особые отметки». Только после этого разрешается полноценно эксплуатировать технику.
Категория «A» - авто и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час. В правах тракториста-машиниста данная категория подразделяется на четыре подкатегории:
Категория «А I» - внедорожный мототранспорт, либо транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч. К этой подкатегории относятся: мотовездеходы, снегоходы, квадрОциклы и т.д., управлять которыми можно с 16 лет.
Популярность в центральном регионе и отдельных регионах России данной категории транспортных средств растет ежегодно, а потребность в использовании специальной техники, а именно такой как: квадроцикл, мотовездеход, снегоход, снегоболотоход, спровоцировало предложение об обучении на подобные категории граждан. К сожалению, на сегодняшний день не многие могут найти отличительные характеристики техники, тем более вид техники для своих нужд. Граждане порой прислушиваются к менеджерам по продажам подобной техники в салонах, зачастую путаясь в выборе и, в первую очередь, это касается квадроциклов (мотовездеходов), регистрация которых происходит в органах Гостехнадзора на основании Паспорта самоходной машины (ПСМ), и для управления которой требуются права категории «А1» тракториста-машиниста, и квадрициклов, которые регистрируются в органах ГИБДД на основании Паспорта транспортного средства (ПТС) и для управления которыми требуются права категорий «А» или «В1» (для т/с с мотопосадкой и рулем мотоциклетного типа). Ниже мы дадим краткое описание различий между квадрициклом и квадроциклом (мотовездеходом), опираясь на утвержденные ГОСТы.
ГОСТ Р 51815-2001.(КВАДРИЦИКЛ)
Настоящий стандарт распространяется на четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч , максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, а также на их компоненты и отдельные агрегаты. Стандарт не распространяется на: транспортные средства для соревнований; тракторы и машины, применяемые для сельскохозяйственных и аналогичных целей; транспортные средства воинских частей и соединений, относящихся под юрисдикцией Российской Федерации. Ниже изображен яркий представитель данной категории – Sagitta Orso 200, официальным документом которой является ПТС, регистрируется в органах ГИБДД и отнесена к категории «А» водительских прав.
ГОСТ Р 52008-2003. (СРЕДСТВА МОТОТРАНСПОРТНЫЕ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ) – КВАДРОЦИКЛ (МОТОВЕЗДЕХОД).)
Общие технические требования. Настоящий стандарт распространяется на мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (далее - мотовездеходы) с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для перевозки (движения) только одного человека (водителя) и движения вне дорог общего пользования.
Вышеуказанные мотовездеходы не подлежат обязательной сертификации и относятся к внедорожным мотосредствам, их регистрация осуществляется в органах Гостехнадзора, со стороны органов ФТС они обеспечиваются паспортами самоходных машин (ПСМ).
Зарубежные производители четырехколесных мототранспортных средств в сопроводительной документации (Инструкция по эксплуатации, Руководство пользователя и т.п.) часто указывают сокращенное обозначение ATV (All Terrain Vehicle - транспортное средство для движения по бездорожью), что дополнительно относит их принадлежность к мотовездеходам. Такие машины, как правило, имеют и мощность двигателя, превышающую указанный верхний предел для квадроциклов, что также идентифицирует их как мотовездеходы.
Что касается управления мотовездеходов, для этого необходимо отучиться по специальности «Водитель внедорожных мототранспортных средств», категории «А I» и сдать экзамены на получение УТМ (Удостоверение тракториста-машиниста), которые принимают инспектора Гостехнадзора у лиц, достигших 16-ти летнего возраста.
Категория «А II» - внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и число сидячих мест (с водительским) не больше 8. К этой подкатегории относятся вездеходы (снегоболотоходы) «Марш-1», «ТРЭКОЛ», «Узола», «Ухтыш» (Изображения). Если Ваш возраст 19 лет и стаж 12 месяцев автомобильной категории «B», то смело можно сдавать экзамены и управлять таким транспортным средством.
Категория «А III» - внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу, превышающую 3,5 тонны. К данной категории относятся вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы. Из-за того, что в большинстве случаев к данной категории относятся внедорожные транспортные средства, перевозящие грузы, закон устанавливает минимальный возраст для управления - 19 лет и стаж 12 месяцев автомобильной категории «C». На изображениях ниже показаны яркие представители данной категории транспортных средств - гусеничный двухзвенный вездеход «УНЖА» и колесный вездеход «СИВЕР».
Категория «А IV» - внедорожный автотранспорт, предназначенный для пассажирских перевозок, как мы уже привыкли, имеющий более 8 (с учетом водительского) сидячих мест. Под данную категорию подходят перронные и вахтовые автобусы, которыми можно управлять с возраста 22 года и при наличии стажа вождения от 12 месяцев автомобильной категории D. Получив категорию А IV Вы сможете управлять такой техникой, как гусеничный двух-трехзвенный вездеход «Руслан», колесный вездеход «БОР (ГАЗ 34091)» , грузо-пассажирский снегоболотоход «Легкоступ» и др. на последнем изображении показан привычный нам аэропортовый автобус, который также относится к данной категории транспортных средств.
Категория «B» - гусеничные и колесные машины, имеющие двигатель мощностью менее 27,5 кВт. В этой категории – тракторы-миниэкскаваторы, коммунально-уборочные машины, а также электропогрузчики (изображения ниже). С 17-летнего возраста вполне можно получить права - открыть данную категорию став водителем. Как указывалось ранее стать, участником движения соблюдая ПДД можно при наличии УТМ с открытой категорией «В», но выполнять работы на данного типа технике можно исключительно при наличии записи в «Особых отметках», Например, «Водитель погрузчика 3-его разряда» и/или «Тракторист 3-его разряда», о разрядах поговорим чуть позже.
К данной категории, наряду с электропогрузчиком, также можно отнести всевозможные электрические тележки, штабелеры и комплектовщики. На изображении ниже показаны самые популярные их них, но как Вы понимаете механическая тележка, например «Рокла», приводимая в движение посредством физической силы, либо электротележка, штабелер, ричтрак, с мощностью до 4 кВт, не требует УТМ, а значит, управлять ей может любой без специальных разрешений.
Категория «C» - исключительно колесные машины с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики с двигателями внутреннего сгорания. Также с 17 лет доступно право управления, но также как и с предыдущей категорией нужна запись в «Особых отметках» только уже с указанием 4 или 5 разряда.
Колесные машины, имеющие двигатели мощностью более 110,3 кВт относятся к транспортным средствам категория «D». По достижении 18-летнего возраста и успешной сдачи экзаменов можно управлять т/с данной категории, к которым в том числе относятся пневмоколесные краны, тяжелые тракторы.
Как мы помним, к категории «В» относились как колесные, так и гусеничные «самоходки» мощностью до 27,5 кВт, категории «С- D» - это колесные более мощные самоходные машины. А вот более мощным продолжением гусеничной техники является категория «E», к которой отнесены гусеничные машины с двигателями мощностью свыше 27,5 кВт: бульдозеры, экскаваторы. Управлять такими машинами можно с 17 лет, а в части разрядности, может присваиваться 4,5,6 или 7 разряды.
Самая разнообразная сельскохозяйственная специализированная техника отнесена к категории «F» - свекло- , хлопко-, зерноуборочные машины, разнообразные комбайны, кормозаготовительные машины и т.д. Управлять можно также с 17 лет.
В связи с тем, что удостоверение тракториста-машиниста это не обычные водительские права, а некий разрешающий документ на осуществление профессиональной деятельности с использованием специализированного транспортного средства, в «Особых отметках» документа помимо открытых категорий еще указывается профессия, Например, «Водитель погрузчика 3-его разряда», либо «Водитель трактора 5-ого разряда» и т.д. Если в обычном кадровом делопроизводстве разряды присваиваются в зависимости от квалификации, стажа и так далее, то в нашем случае, разрядность присваивается Учебным центром по ЕТКС (Единый тарифно-справочник):
- 2-й разряд (первого с некоторых пор в природе не существует) допускает проведение ремонта погрузочно-разгрузочных приспособлений, а также управление погрузчиком под присмотром наставника;
- 3-й разряд дает «зеленый свет» на вождение электропогрузчика;
- 4-й позволяет управлять машинами мощностью до 100 л. с. (73,5 кВт) и дается владельцам категорий; В, С, Е;
- 5-й — свыше 100 л. с. для категорий С, D, Е;
- 6-й присваивается работающему на погрузчике, выполняющем функции бульдозера или экскаватора, с двигателем мощностью более 200 л.с.;
- 7-й разряд означает, что у его обладателя в правах открыта категория D и Е и он также может управлять техникой мощностью свыше 200 л.с.
В АНО ДПО «ОНМЦ» (Автошколе «МИР») Вы можете пройти обучение и получить Удостоверение тракториста-машиниста с правом управления внедорожных мототранспортных средств – AI и AII, а в рамках категорий «B» и «C» получить профессии и переобучиться на водителя погрузчика, тракториста, машиниста экскаватора, бульдозера и катка. Более подробная информация ->
Благодарим за внимание,
до скорой встречи в нашем учебном центре,
Команда АНО ДПО «ОНМЦ» и АНО ЦТО «МИР»